В то время, я согласился со своим собеседником. Я, правда, вспоминал об индейцах и о викингских посетителях США и Канады, но есть точка зрения, по которой США по сути являются бывшей английской колонии, которая приобрела независимость в конце 18-го века. Назвав Америку - молодой, мой собеседник явно исключил индейцев из критирий, либо из-за их неанглийскости, либо из их якобы примитивности. Помимо того, я вспомнил о периоде 1630 гг. пуританской колонии в г. Бостоне, которую я исследовал в своих студенческих годах. А 1630-ие годы можно считать уже частью современной эпохи.
Потом, вновь интересуясь историей, я вернулся к этому вопросу. В древности и в средневековье, были кельтские легенды о землях далеко на западе от кельтской Ирландии, и о поездкax к тем островам. Одно из названий одной из западных землей- "Ирландия Великая." Теория, что кельты поехали через море на Запад и посетили там землю - правдоподобная. Ведь в течение много веков кельты действительно жили напротив заокеанскую Америку, и технически можно было переехать океан на кельтскую лодку. Более того, кельты, судя по всемя поехали через море от Британии к средневековой Исландии. У викингов Скандинавии были легенды о том, как кельты приехали на Исландию до приезда туда самых скандинавских поселенцев. Так что у кельтов такой способность был переплыть на кораблях через большое расстояние.
Как ни интересно, прямо на запад напротив Ирландии действительно находится большой, заокеанский остров, "Ньюфоундланд", который немного больше по размеру чем самая Ирландия.
Достаточно известная легенда касается Преподобным Бренданом Мореплавателем, чьи мощи почиваются в соборе в Клонферте в Ирландии. Он в Ардферт и Шанакил в Ирландии основал монастыри в 512-530 гг. Согласно средневековой легенде, он оттуда плыл по морям, поискав Рай. По одной версии этой легенды, он переплыл через Атлантическому Океану и там на некоторое время прожил. Однако, не известно если эта версия - новизм, который только появился после Открытии Америки европейцами в конце 15-го века.
св. Брендан
Город Ардферт в Ирландии
Собор св. Брендана в г. Ардферте
Город Клонферт в центре Ирландии
Преподобный Брендан Мореплаватель, игумен Клонфертский, чудотворец
В VIII и IX веках одним ирландским монахом была составлена сага под названием «Плавание святого Брендана»[1] (Navigatio Sancti Brendani), а позднее другими авторами написаны более красочные версии. Хотя она пользовалась огромной популярностью в Средние века, сага превратила образ исторического Брендана – аскета, игумена и мореплавателя – в полумифического искателя приключений с экстраординарными способностями, совершавшего невероятные подвиги. Рассказ о «Плавании Брендана» сводится к тому, что, когда преподобный был игуменом Клонфертским, его навестил монах Барринд[2], поведавший, что ему удалось пройти через густой туман и достичь «Небесного Иерусалима», который был «сплошь из драгоценных камней». Там солнце никогда не заходило, было много гор, птицы пели неописуемо красиво, река протекала с востока на запад, а все растения были вечно цветущими. Барринд провел там год.
Услышав его историю, Брендан выбрал 14 монахов из братии, вернулся в родной Керри, и они вместе отчалили на смастеренной своими руками лодке на деревянном каркасе, обтянутом воловьей шкурой. Такие лодки назывались «куррах». Запасов еды и питья хватило бы им на 40 дней, но монахам было суждено бороздить просторы Атлантического океана целых 7 лет! Во всех версиях «Плавания» Брендан с учениками долго искали «новую землю обетованную»[3] («Райскую землю, обетованную святым», «остров блаженных»), нашли такой остров и провели на нем некоторое время, пережив немало интересных, захватывающих и опасных приключений. На протяжении странствования монахи придерживались ежедневного круга своих обязанностей, состоявшего из богослужений, молитв и труда. Задержавшись на «острове блаженных» на некоторое время, прп. Брендан якобы забрал с собой немного райских фруктов, драгоценных камней и поплыл обратно.
...
По мнению ряда историков, прп. Брендан и его ученики, действительно, могли совершить семилетнее плавание по Атлантике к западу от родных берегов, посещая одни и те же острова в дни Церковных праздников каждый год для служения литургии. Однако главной целью их странствий была непрестанная молитва Богу (как аскетическая практика; в таком случае океан служил им «пустыней»), строительство церквей и часовен, обращение в веру обитателей островов и, возможно, распространение ирландских манускриптов. Не исключено, что эти бесстрашные миссионеры за 1000 лет до Христофора Колумба и за несколько столетий до викингов достигли берегов Северной и Центральной Америки, Гренландии, Ньюфаундленда, или даже Южной Америки и Канарских островов!
Св. Брендан с китом (рукопись XV в.)
https://pravoslavie.ru/139561.html
Возражение против теории отношения между кельтскими поездками и истории "Америки" является тем, что та "Англия", колонизирующая "Америку" юридически принадлежала англо-саксонам вместо кельтам. Англо-саксоны приехали из северно-западной Германии и стали покорить кельтскую территорию Англии в VI-VII веках, и учредили в Англии англо-саксонскую династию королей. Такие английски короли как Генрих VII, Джеймс и Елизавета послали морских исследователей и поселенцев на Канаду и Америку в 15-17-х веках. Помимо того, англо-саксонская Англия покорили Ирландию в 17-м веке при правлении Королевы Елизавета.
Правда, много самых англичан не различают себя и свое наследие от кельтов Британии. Сам Джон Ди, научный советник Королевы Елизавета, предлагал сомнительную версию легенд, по которой средневековый кельтский король Артур плыл до нескольких островов и новых землей, возможно и Исландия или Канада в том числе. Тем самым Джон Ди смог попытаться поискать юридическую основу для претензий Анлии к новым землям на западе от Англии.